Попечительский совет – коллегиальный орган управления в организациях образования, призванный обеспечивать общественный контроль деятельности организации образования и содействовать его развитию.
Попечительский совет взаимодействует с администрацией организации образования, родительским комитетом, местными исполнительными органами, заинтересованными государственными органами и иными физическими и/или юридическими лицами.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА ШКОЛЫ
Как следует из названия
этого общественного объединения, его основная функция – попечение, то есть
обеспечение образовательного процесса дополнительными финансовыми ресурсами,
привлечение и распределение этих средств.
Создание попечительских
советов в школе – это добровольная инициатива общественности или решение совета
школы, которым такая форма общественного управления также создается на
добровольной основе. Как правило, это инициатива небезразличных родителей.
Цели создания
попечительского совета школы:
·
укрепление и развитие
материально-технической базы;
·
оперативное решение
финансовых, материально-технических вопросов для обеспечения качества
образовательного процесса и эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
·
защита прав и интересов
всех участников образовательного процесса;
·
развитие системы самоуправления.
Деятельность
попечительского совета школы регламентируют:
·
Федеральный закон №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
·
Постановление
Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете
образовательного учреждения» от 10.12.1999г. № 1397;
·
Указ Президента РФ «О
дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской
Федерации» от 31.08.1999г. № 1134;
·
устав школы;
·
положение о
попечительском совете школы.
Ошибочно думать, что
работа попечительского совета в школе ограничивается только вопросами изыскания
дополнительных средств для развития материально-технической базы учебного
заведения. В компетенции таких общественных объединений находится решение самых
разных вопросов, в том числе:
·
контроль расходования
внебюджетных средств;
·
реализация программ
дополнительного образования для учеников;
·
материальная поддержка
детей из малообеспеченных семей;
·
организация питания
учащихся;
·
проведение разного рода
мероприятий: образовательных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых,
социально-культурных;
·
сотрудничество с фондами
и иными финансовыми организациями;
·
установление и развитие
международного сотрудничества в сфере образования.
Состав
попечительского совета школы
И хотя попечительский
совет школы создается по инициативе общественности, решение о том, кто войдет в
его состав, целесообразно принимать вместе с руководством учебного заведения.
Важно, чтобы его члены обладали не только финансовыми возможностями, но имели
начальные юридические знания и качества, необходимые попечителям. К таковым
можно отнести:
·
высокий социальный и
материальный статус;
·
известность и
популярность;
·
широкие общественные
связи;
·
уважение в обществе;
·
наличие детей,
обучающихся в данном учебном заведении;
·
знание проблем
образования и готовность к их решению;
·
административные
возможности;
·
проживание в районе
расположения учебного заведения.
Авторитет людей,
входящих в состав такого общественного объединения, станет гарантией авторитета
и самой организации. Решения, которые принимает собрание попечительского совета
школы, будут неукоснительно выполняться администрацией учебного заведения. Принимаемые
попечителями решения будут признаваться учащимися, педагогами, родителями,
властями и деловыми партнерами.
Попечительский совет в
школах может состоять из педагогов, представителей родителей, властных
структур, шефских организаций и общественных объединений, бывших учеников
школы, готовых оказать своей alma mater финансовую или материально-техническую
помощь. Директор учреждения образования согласовывает создание совета, и у него
есть право прекратить его деятельность в случае, если будут выявлены нарушения
закона.
Состав совета меняется
ежегодно и формируется на демократической основе. Так, представитель
администрации школы может быть рекомендован директором учебного заведения,
представитель от учителей выбран на педагогическом совете, представители
родительской общественности выдвинуты на родительских собраниях классов.
Выборы попечительского
совета школы, как правило, проходят на общешкольной конференции родителей,
которая собирается не реже одного раза в течение одного учебного года.
Инициировать созыв родительской конференции может попечительский или
педагогический совет, а также администрация учебного заведения.
Работа конференции
родителей может проходить при участии или под наблюдением представителей
администрации, педагогического коллектива, органов ученического самоуправления.
В функции конференции
родителей включены:
·
заслушивание, обсуждение
и утверждение отчетов о работе попечительского совета школы;
·
формирование его
состава;
·
формулирование наказов и
пожеланий попечительскому совету;
·
принятие решения о
расформировании совета, отзыве его отдельных членов, проведении довыборов;
·
внесение поправок и
дополнений в положение о попечительском совете школы.
Решения родительской
конференции принимаются большинством голосов, простым или квалифицированным (не
менее 2/3 участников).
Попечительская
общественная организация избирает председателя. Он наделяется правом
участвовать в работе других органов самоуправления учебной организации с
решающим правом голоса. Но при условии, что рассматриваемый вопрос относится к
компетенции совета.
Организационно-правовые
формы попечительских советов школ
Такие общественные
организации могут существовать в следующих организационно-правовых формах:
·
некоммерческий фонд с
образованием юридического лица;
·
некоммерческое
партнерство;
·
автономная
некоммерческая организация;
·
орган общественной
самоорганизации.
Состав попечительского
совета школы определяется еще и в зависимости от формы. Так, органы
государственной власти и местного самоуправления, а также государственные
учреждения не могут являться учредителями некоммерческого фонда или
партнерства, поскольку не являются собственниками имущества. А вот по составу
учредителей автономной некоммерческой организации законом ограничений не
установлено.
Совет в форме органа
общественной самоорганизации регламентируется положением, принимаемым в форме
локального акта. Права и обязанности его ограничиваются нормами устава
образовательной организации.
Бюджет
попечительского совета школы
Свои функции члены этого
общественного объединения осуществляют на безвозмездной основе.
Привлечение внебюджетных
средств для организации и развития общеобразовательного процесса осуществляется
за счет благотворителей. Это средства юридических лиц и выделяемые из семейных
бюджетов. Формирование внебюджетного фонда регулируется Федеральным законом №
135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Предприятия – члены
попечительского совета за свою благотворительную деятельность получают
преференции – уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли. Правда, Налоговым
кодексом РФ установлено ограничение: размер благотворительного взноса не должен
превышать 3 % облагаемой налогом прибыли.
Документы
попечительского совета школы
Директор
образовательного учреждения издает за своей подписью приказ о создании
попечительского совета школы. Один из пунктов, перечисленных в распорядительной
части приказа, – утверждение положения о попечительском совете школы.
Положение – локальный
нормативный акт, которым регламентируются все аспекты деятельности этого
общественного объединения. Регламент имеет приблизительно такую структуру:
·
Общие положения
(используемые термины, цели, порядок взаимодействия).
·
Состав попечительского
совета школы (кем определяется количественный и персональный состав, кто
входит, порядок принятия решений, как часто выбирается председатель
попечительского совета школы).
·
Задачи и функции
общественного объединения.
·
Права.
·
Ответственность.
·
Делопроизводство и
документооборот.
Положением определяются
цели и задачи деятельности совета, а также ее регламенты – периодичность
проведения заседаний, правомочность принятых решений (необходимый кворум, число
проголосовавших).
Как правило, заседания
попечительского совета школы проводятся с периодичностью 2-3 месяца. Во время
каждого такого собрания избранный секретарь ведет протоколы заседаний
попечительского совета школы. В протокол вносят все вопросы, стоящие на
повестке, вкратце излагают суть обсуждения и выступления каждого участника,
приводят данные итогов голосования по каждому пункту повестки.
Протоколы
попечительского совета школы – документы, которыми оформляются решения,
принимаемые на заседаниях. В обязательном порядке под ними ставят свою подпись
председатель и секретарь. Принимаемые на заседании решения секретарь доводит до
сведения всех заинтересованных лиц.
После того как приказ о
попечительском совете школы подписан и определен состав его членов,
председатель и секретарь совместно с директором учебного заведения и его
администрацией составляют план работы попечительского совета школы. Как
правило, период планирования – один учебный год. К разработке плана также можно
привлечь совет школы и родительский комитет.
План попечительского совета
в школе можно оформить как перечень заседаний, которые будут намечены на
определенные даты, приуроченные к мероприятиям, для проведения которых
потребуется помощь попечителей.
В конце каждого
отчетного периода участники общественной организации и приглашенные
заинтересованные объединения, представители власти и партнеры заслушивают отчет
попечительского совета школы и дают оценку его работы.