Введение новых ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты

   

С 01.09.2022 в 1-х и 5-х классах осуществляется переход на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО.

График перехода на обновленные ФГОС:

ГОД IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXI
2022-2023           
2023-2024           

Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО начиная 2022/2023 учебного года, ФГОС СОО с 2023/2024 учебного года

Переход на ФГОС – до 2027 года

         Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому Стандарту, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов.

         Стратегическая задача развития образования заключается в обновлении, методов обучения и достижения нового качества его результатов. Стандарт рассматривается как «средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития».

         Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

          Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.   С 1 сентября 2022 года начали действовать обновленные ФГОС НОО и ООО в каждой школе. Обучающиеся, которые приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году,  учатся уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

      С сентября 2021 года по апрель 2022 успешно прошла апробация примерных образовательных программ по учебным предметам начальной и основной школы.

       ФГОС - это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам. В соответствии с ФГОС пишут учебные и методические пособия, рассчитывают количество времени, отводимое на учебные предметы, определяют требования к аттестации, формируют задания по ОГЭ и ЕГЭ.

       Вариативность

       Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

  • Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
  • Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
  • Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

   Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

        Планируемые результаты

        В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные. 

        Рабочая программа воспитания     

        Внесены изменения в структуру рабочей программы воспитания. Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел ООП. Он содержит перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.

       Программа формирования универсальных учебных действий

      По обновленным ФГОС разработаны программы формирования УУД, а не программы развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программы имеют одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».

      Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

      Предметные области

      Изменения коснулись и организационного раздела ООП. Новый ФГОС в учебном плане сохранил названия и количество предметных областей, но ввел учебные предметы (учебные модули) по каждой предметной области. Так, для предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне НОО прописали 6 учебных модулей.

      На уровне ООО школа получила право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Также, чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.Хочу такой сайт

      При разработке учебного плана на уровне основных классов школа будет вправе учитывать собственные ресурсы и пожелания родителей и возможности школы, чтобы ввести второй иностранный язык, родной язык и литературу на родном языке. 

       Объем урочной и внеурочной деятельности

       Внесли изменения в общий объем аудиторной нагрузки. Увеличили минимальное количество часов и уменьшили максимальное. Также уменьшили объем часов внеурочной деятельности в совокупности с 1 по 4 классы. Из общего количества учебных часов видим, что в начальных классах часть часов внеурочной деятельности перешла на учебные часы. В 5-9 классах видим уменьшение общего количества учебных часов. Почему? Это мы увидим, когда будут рабочие программы по предметам и новый учебный план с предметами и часами на их изучение.   

     Деление учеников на группы

     Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.

      Учащиеся с ОВЗ

      В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.

      Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

      Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.

     Информационно-образовательная среда

     Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.

       Оснащение кабинетов

      Старые ФГОС предъявляли общие требования к оснащению кабинетов. Новые ФГОС ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. Например, в кабинетах естественно-научного цикла должны быть комплекты специального лабораторного оборудования.

        Психолого-педагогические условия

        В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психологопедагогическое сопровождение участников образовательных отношений.

       Повышение квалификации педагогов

      Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.

       Таким образом, ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.

  • http://edsoo.ru – сайт, сопровождающий введение апробацию Рабочих программ ФГОС
  • https://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России

Здесь Вы можете познакомиться с новыми стандартами 3-его поколения:

Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №286 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №287 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 года "Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования"

приказ о переходе на новые ФГОС-2022.pdf (скачать) (посмотреть)
приказ Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по методическому сопровождению введения новых ФГОС.pdf (скачать) (посмотреть)
№399 от 21.12.21г.Об утв.мун плана по ФГОС 2021.docx (скачать)
Письмо Минобрнауки Крыма о введении новых ФГОС НОО и ООО.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки Крыма_1951_ot_10_12_21_об утверждении Дорожной карты по введению новых ФГОС НОО и ООО.pdf (скачать) (посмотреть)
приказ от 31 мая № 287 об утверждении нового ФГОС ООО.pdf (скачать) (посмотреть)
План мероприятий по ФГОС ССО 2023(мун) (1).doc (скачать)
Приказ Об утверждении Плана-дорожной карты на 2023 г..docx (скачать)
План мероприятий по ФГОС СОО 2023 год.docx (скачать)
приказ 15.12.2022 №1982.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральная образовательная программа среднего общего образования (ФОП СОО)).pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ № 46 от 06.02.2023 г. "Об утверждении плана мероприятий по введению федеральных основных образовательных программ в общеобразоватеIьных учреждениях Сакского района".pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх

госуслуги

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».