ПРИНЯТО на Педагогическом совете МБОУ «Журавлинская средняя школа» Протокол №03_от 31.03.2023г УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Журавлинская средняя школа» № 141 от 07 .04.2023г. ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМАХ, ПЕРИОДИЧНОСТИ И ПОРЯДКЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «ЖУРАВЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст.58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ст.58, п.1). 1.2. Положение «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (далее – Положение) рассматривается и принимается педагогическим советом ОУ, утверждается директором. 1.3. С Положением должны быть ознакомлены все участники образовательных отношений. 1.4. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является: - обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважения их личности и человеческого достоинства; - установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана МБОУ «Журавлинская средняя школа» ( далее – Школа), их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с требованиями программы и федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях обучения; - контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического графика изученияучебных предметов, курсов. 1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимися результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 1.6. Текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, которая проводится педагогическим работником на учебных занятиях в соответствии с образовательной программой (текущее оценивание, контрольные и самостоятельные работы, в том числе, административные контрольные работы), оценивание за четверть, полугодие. 1.7. Промежуточная аттестация обучающихся – это нормативно регламентированная деятельность педагогических работников и (или) иных должностных лиц, заключающаяся в установлении соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения образовательной программы на момент окончания учебного года и завершающаяся принятием решения о возможности, формах и условиях продолжения обучения аттестуемых лиц в Школе. Промежуточная аттестация представляет собой аттестацию обучающихся в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. 1.8. При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся используются следующие понятия: Оценка − это словесная характеристика результатов любого действия обучающегося. Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл). 2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2.1. При текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся используется балльная система оценивания результатов освоения образовательных программ (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно», отметка 1 не выставляется). 2.2. Балльная система оценивания используется по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам учебного плана Школы (если иное не предусмотрено методическими рекомендациями федерального и регионального уровней). 2.3. В первом классе при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется качественная оценка усвоения образовательной программы без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок. 2.4. Основой для определения уровня знаний обучающихся являются критерии оценивания — полнота знаний, их обобщенность и системность: - полнота и правильность — это правильный, полный ответ; - правильный, но неполный или неточный ответ; - неправильный ответ; - нет ответа. 2.5. При балльной системе оценивания обучающихся всех уровней обучения применяются следующие общедидактические критерии: Отметка «5 (отлично)» ставится в случае: - знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; - отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога; - соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае: - знания всего изученного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; - наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала; - соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае: - знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя; - умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённыевопросы; - наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла; - незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае: - знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы; - отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах настандартные вопросы; - наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведенииизученного материала; - значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 2.6. При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество: - грубые ошибки; - однотипные ошибки; - негрубые ошибки; - недочеты. 2.7. К грубым ошибкам следует относить: - незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; - незнание наименований единиц измерения; - неумение выделять главное в ответе; - неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; - неумение делать выводы и обобщения; - неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; - неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов; - неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочником; - нарушение техники безопасности. 2.8. К однотипным ошибкам относятся ошибки на одно и то же правило. 2.9. К негрубым ошибкам следует относить: - неточность формулировок, определений, понятий, законов, правил, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или замена 1-2 из этих признаков второстепенными; - ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы; - ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы приборов, оборудования; - ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.; - нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); - нерациональные методы работы с учебной и справочной литературой; - неумение решать задачи, выполнять задание в общем виде. 2.10. Недочётами являются: -нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опыта, наблюдений, заданий; - ошибки в вычислениях (кроме математики); - небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; - орфографические и пунктуационные ошибки (кроме результатов при освоении предметной области «Русский язык и литература»). 2.11. При проведении тестирования обучающихся применяется следующий порядок оценивания качества выполнения тестовых заданий: - отметка «5» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания на 81-100%; - отметка «4» ставится при правильном выполнении тестового задания на 66-80%; - отметка «3» ставится при правильном выполнении тестового задания на 51-65%; - отметка «2» ставится при правильном выполнении тестового задания менее чем на 50%. 2.12. При проведении оценивания по учебным предметам, курсам, дисциплинам используются специфические критерии оценки качества, которые закрепляются в Фонде оценочных средств педагогических работников и не противоречат общедидактическим подходам, закреплённым данным Положением. 3. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав образовательных программ за оцениваемый период, динамики достижения предметных и метапредметных результатов. 3.2. Формами текущего контроля усвоения содержания образовательных программ могут являться: - письменная проверка – домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, стандартизированные письменные работы, создание (формирование) электронных баз данных и т.д.; - устная проверка – устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, выразительное чтение (в том числе, наизусть), стандартизированные устные работы и т.д.; - комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм, проверка с использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих моделей, защита проектов, самоанализ, самооценка, наблюдение. 3.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическими работниками и отражаются в рабочих программах и календарно- тематических планах. Заместитель руководителя по УВР анализирует ход текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь в его проведении. 3.4. При проведении текущего контроля успеваемости необходимо учесть: - контрольные мероприятия проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания; - продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени одного урока; - в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное мероприятие рекомендовано проводить не ранее второго урока и не позднее четвертого урока; - содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС начального, основного и среднего общего образования, рабочим программам. 3.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по учебным предметам, включенным в этот план. 3.6. Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, осуществляется в этих ОУ и учитывается при выставлении отметок за четверть или полугодие. 3.7. Текущие отметки успеваемости обучающихся ежедневно заносятся в электронный классный журнал. 3.8. Письменные самостоятельные, фронтальные, групповые другие работы обучающего характера после анализа и оценивания не требуют обязательного переноса отметок в классный журнал. 3.9. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу после пропуска занятий по уважительной причине. 3.10. При выставлении неудовлетворительной отметки обучающемуся, учительпредметник должен запланировать повторный опрос данного обучающегося на следующих уроках с выставлением отметки. 3.11. Письменные контрольные работы обучающихся хранятся педагогическим работникомв течение учебного года. 3.12. Контрольные работы выполненные не в тетрадях для контрольных работ (двойные листы, листы формата А4), по итогу прохождения проверки и анализа работы, должны учителем быть сшиты, пронумерованы и скреплены печатью и хранятся в течение учебного года. 3.13. В случае если творческая работа является домашним заданием, учитель вправе устанавливать сроки сдачи работы. 3.14. Обучающиеся, освобождённые от занятий физической культурой по медицинским показаниям на неделю, месяц, четверть, год, изучают теоретическую часть программы, оцениваются на основе различных форм устного и письменного опроса, рефератов. О форме текущего контроля по физкультуре учитель сообщает обучающемуся заранее. 3.15. Отсутствие обучающегося на предыдущем уроке не освобождает его от текущего оценивания успеваемости. Восполнение обучающимся знаний по пропущенному материалу производится самостоятельно или по его просьбе при помощи учителя. 3.16. Пропуск обучающимся занятий, на которых было запланировано проведение контрольных работ, не освобождает обучающегося от выполнения пропущенной контрольной работы по теме. Педагогический работник выделяет для этого время на следующем уроке или в период проведения индивидуально-групповых консультаций. 3.17. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающегося, его родителей (законных представителей), учителя-предметника. 3.18. Отметка за четверть, полугодие также является формой текущего оценивания. Отметка при четвертной, полугодовой аттестации является единой и отражает вобобщённом виде все стороны освоения образовательной программы обучающимся за текущий учебный период (четверть, полугодие). 3.19. Выставление отметки за четверть, полугодие может сопровождаться выполнением обучающимися контрольных работ, тестов. Проведение контрольных работ осуществляется в соответствии с рабочими программами учителей или в соответствии с планом внутренней оценки качества образования Школы. 3.20. Отметки, полученные обучающимся за изучение наиболее важных тем, за выполнение самостоятельных, проверочных, творческих, лабораторных, тестовых тематических работ и контрольных работ имеют определяющее значение при выставлении отметки за учебный период (устанавливается «вес» отметки). 3.21. Отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам за учебный период (четверть, полугодие) выставляются в классный журнал за 2 дня до окончания периода. 3.22. Четвертные отметки выставляются при наличии трёх и более текущих отметок за соответствующий период, полугодовые отметки выставляются при наличии пяти и более текущих отметок за соответствующий период. 3.23. Оценивание обучающихся проводится: - по итогам четверти во 2-9 классах; - по итогам полугодия в 10-11 классах. 3.24. При выведении отметки за четверть, полугодие осуществляется личностно ориентированный подход, учитывающий динамику индивидуальных образовательных достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 3.25. Для обучающихся, ранее не изучавших или изучавших другой иностранный язык, удовлетворительная отметка выставляется на основе базовых умений читать, переводить с учетом продвижения относительно себя. 3.26. От текущего контроля успеваемости освобождаются обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования и самообразования. 3.27. Безотметочная система оценивания применяется; - по предметам, на изучение которых в учебном плане Школы отводится менее 0,5 часа в неделю («зачтено» – «не зачтено») - по факультативным курсам - по курсу «ОРКиСЭ» - в 1-х классах. 3.28. Четвертное (полугодовое) оценивание обучающихся, пропустивших по каким-либо причинам более половины учебного времени, не имеющих необходимого количества отметок, может быть перенесено на две недели следующего учебного периода. Родители в письменной форме информируют образовательное учреждение о желании получить отметку за четверть (полугодие) в дополнительные сроки. Заместителем директора по УВР составляется график проведения контрольных мероприятий для данного обучающегося, директором Школы издаётся приказ. 3.29. Вопрос об оценивании обучающихся, пропустивших по каким-либо причинам более половины учебного времени, не имеющих необходимого количества отметок, приступивших к обучению в Школе в конце учебного периода (четверти, полугодия) решается в индивидуальном порядке: по согласованию с родителями (законными представителями) проводятся консультации учителями-предметниками, тематический контроль до завершения учебного периода. 3.30. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию об отметках за четверть (полугодие) путём выставления четвертных (полугодовых) отметок в табеля обучающихся. Классный руководитель проверяет наличие подписи родителей (законных представителей) об ознакомлении с результатами оценивания, в том числе неудовлетворительного, в течение первой учебной недели следующего учебного периода. 3.31. Отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) за учебный год выставляются в классный журнал не позднее 2 дней до окончания учебного года. 3.32. Отметки за год выставляются как среднее арифметическое четвертных (полугодовых)отметок. 3.33. Для обучающихся, ранее не изучавших или изучавших другой иностранный язык, удовлетворительная отметка за год выставляется на основе базовых умений читать, переводить с учетом продвижения относительно себя. 3.34. Обучающиеся, не посещающие школу (не изучающие какие-либо учебные предметы)по каким-либо причинам, считаются имеющими академическую задолженность. 3.35. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются, в соответствии с решением педагогического совета, основанием для перевода в следующий класс, для допуска к государственной итоговой аттестации. 3.36. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания обучающихся и домашних заданий. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в листе индивидуальных достижений по учебному предмету. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в электронном журнале в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. 3.37. В выпускных классах до конца третьей четверти проводятся пробные экзамены в форме ОГЭ, ЕГЭ по всем предметам согласно выбору обучающихся, целью которых является выявление затруднений учащихся и устранение пробелов в знаниях. 3.38. Всероссийские проверочные работы используется как форма текущего контроля успеваемости и являются частью Графика оценочных процедур общеобразовательного учреждения. Результаты ВПР могут выставляться в электронные журналы и учитываются при выставлении итоговых отметок по предметам 4. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4.1. Промежуточная аттестация – это отметка, полученная обучающимся за год. 4.2. Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 1-11 классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся. 4.3. Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся обсуждаются на заседаниях педагогического совета. 4.4. Формами промежуточной аттестации являются следующие (ст.58 ФЗ (п.2-10): 1) Безотметочная (1 класс, в 4 классе ОРКиСЭ): листы наблюдения и др. В 1-ом классе при промежуточной аттестации используется качественная оценка усвоения образовательной программы без фиксации достижений обучающихся в информационной системе «Электронный журнал» в виде отметок. 2) Отметочная (соответствует годовой отметке). 3) Бинарная (физкультура, спецкурсы, элективные курсы): «зачтено»/ «незачтено». 4.5. В 1 классах промежуточная аттестация обучающихся проводится без фиксации их достижений в электронном журнале. Успешность освоения части ООП НОО обучающимися 1 классов по всем учебным предметам хара ктеризуется качественно, без балльного оценивания. В рамках проведения итогового контроля в 1 классах предусмотрено проведение комплексной проверочной работы, на основе которой устанавливается соответствие фактического уровня образовательных результатов с уровнем требований ФГОС. Результат промежуточной аттестации в 1 классе по итогам учебного года фиксируется записью «освоена программа 1 класса»/ «не освоена программа 1 класса» в личном деле обучающегося. 5. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПЕРЕВОДА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС 5.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс. 5.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации («2» за год) по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 5.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Образовательная организация, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 5.4. При ликвидации академической задолженности учитель готовит задание, проводит и оценивает контрольную работу самостоятельно. При ликвидации академической задолженности во второй раз в Школе создается комиссия. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам». 5.5. Образовательное учреждение создает условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль своевременности ее ликвидации. 5.6. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. 5.7. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 5.8. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по согласию их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.