Программа развития Журавлинскаой школы на 2021-2025гг..pdf

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МБОУ «ЖУРАВЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ШКОЛА»
НА 2021-2025 гг.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 4
РАЗДЕЛ
1.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
МБОУ
«ЖУРАВЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ШКОЛА» САКСКОГО
РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ .......................................................................................... 4
РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
...............................................................................................................................
10
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ..................... 12
РАЗДЕЛ 4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ......................................... 19
4.1. Модель школы .................................................................................................. 19
4.2. Модель педагога ............................................................................................... 20
4.3. Модель выпускника ......................................................................................... 21
4.4. Миссия школы .................................................................................................. 22
РАЗДЕЛ 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ....................... 22
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ................................................................................ 23
5.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии.............................................. 23
5.2. Повышение качества образования ................................................................. 25
5.3. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся ............. 26
5.4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в
процессе обучения .................................................................................................. 30
5.5. Развитие информационной среды школы ................................................... 32
5.6. Инклюзивное образование в школе ............................................................. 34
5.7. Развитие системы государственно-общественного управления............... 39
6. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ....................................................................................................... 41
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ .......... 43
РАЗВИТИЯ ............................................................................................................. 43
8. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ........................................ 44
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ................................................................................ 44

3

ВВЕДЕНИЕ
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Журавлинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
(далее – Программа или Программа развития), определяет пути и основные
направления развития школы на период с 2021 года до 2025 года в логике
современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала
саморазвития образовательного учреждения.
В Программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы
главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического
коллективов МБОУ «Журавлинская средняя школа» Сакского района
Республики Крым, представлены меры по изменению содержания и организации
образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает
поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его
подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах
жизнедеятельности в информационном обществе.
Программа
является
инструментом
управления,
развитием
образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для
систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации
комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования,
адекватного запросам современного российского общества, уровню развития
педагогической науки и меняющимся социально- экономическим условиям; на
становление демократического уклада школы как действующей модели
гражданского общества.

4

РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБОУ
«ЖУРАВЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Наименование Программа развития МБОУ «Журавлинская средняя
школа» Сакского района Республики Крым
Программы
Тип программы Целевая
Заместитель директора по УВР МБОУ
Разработчик
«Журавлинская
программы
средняя школа» Сакского района Республики Крым
Смоголь-Омельяненко А.А./
Участники образовательного процесса
Исполнители
(Педагоги,
учащиеся
и
родители
(законные
программы
представители).
Совершенствование образовательного процесса в
Цель
соответствии с требованиями законодательства и с учетом
Программы
потребностей социума
Создание общеобразовательного пространства в школе как
Тема
условие получения доступного и качественногообразования
программы

5

Задачи
Программы

1. Эффективное
использование
кадровых,
материально-технических ресурсов образования для
обеспечения высокого его качества, максимального
удовлетворения
образовательных
потребностей
обучающихся, запросов семьи и общества.
Обеспечение доступности и качества образования.
2. Совершенствование
методов
и
технологий
организации
образовательного
процесса
для
успешной
социализации
обучающихся,
формирования различных компетенций.
3. Создание условий для самоопределения, выявления
и реализации индивидуальных возможностей
каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и
талантливых детей.
4. Совершенствование системы здоровьесбережения
учащихся.
5. Обеспечение
обучающихся
с
особыми
образовательными
потребностями
равной
доступности к образовательным ресурсам. Создание
условий
для
инклюзивного
образования
и
безбарьерной среды.
6. Совершенствование работы системы психологомедико-педагогического
сопровождения
образовательного процесса.

6

7. Формирование условий для удовлетворения граждан
в
качественном
образовании;
открытость
образовательного пространства через участие
общественности в управлении школой и развитие
информационной среды школы.
8. Формирование и совершенствование педагогических
компетенций, развитие кадрового потенциалашколы.
9. Совершенствование материально-технической базы
школы для обеспечения высокого качества
непрерывного
образовательного
процесса,
оптимизации взаимодействия всех его участников.
10. Обеспечение антитеррористической безопасности
для участников образовательного процесса.
Сроки
реализации
Программы

Нормативноправовые
основания для
разработки
Программы
развития

2021 – 2025 гг.
 Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; поправки к
нему;
 Конвенция о правах ребенка;
 Федеральный государственный образовательный
стандарт
начального
общего
образования,
утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
 Федеральный государственный образовательный
стандарт
основного
общего
образования,
утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010
г. № 1897;
 Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования (утв.
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413);
 Государственная программа Российской Федерации
"Развитие образования" на 2018-2025 годы, утв.
постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г.
№ 1642;
 Национальный проект «Образование» на 2019 2024годы;
 Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
"Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10
7

"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях"
(с
изменениями и дополнениями;
 Постановление
Правительства
Российской
Федерации от 11.06.2014г № 540 «Об утверждении
Положения
о
Всероссийском
физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне
(ГТО)»;
 Устав школы.
Первый этап (2021/2022 учебный год) – аналитикопроектировочный:
 Проблемно-ориентированный анализ результатов
реализации предыдущей Программы развития (20152020 гг.);
 Разработка
направлений
приведения
образовательной системы школы в соответствие с
задачами программы развития на 2021-2025 гг. и
определение системы мониторинга реализации
настоящей Программы.

Этапы
реализации
Программы

Второй этап (2021 - 2023 учебные годы) –
реализующий:
 Реализация
мероприятий
плана
действий
Программы;
 Реализация ФГОС ООО и ФГОС СОО.
 Реализация образовательных и воспитательных
проектов.
 Нормативно-правовое сопровождение реализации
Программы развития;
 Осуществление системы мониторинга реализации
Программы, текущий анализ промежуточных
результатов.
Третий этап (январь – июль 2025) – аналитикообобщающий:
 Итоговая
диагностика
реализации
основных
программных мероприятий;
 Анализ
итоговых
результатов
мониторинга
реализации Программы;
 Обобщение позитивного опыта осуществления
программных мероприятий;
 Определение целей, задач и направлений стратегии
8

1.
2.
3.
Перечень
направлений

4.
5.
6.
7.

Перечень
подпрограмм











Ожидаемые
результаты
реализации
Программы







дальнейшего развития школы.
ФГОС: образовательный стандарт в действии.
Повышение качества образования.
Гражданско-правовое образование и воспитание
обучающихся.
Сохранение
и
укрепление
физического
и
психического здоровья детей в процессе обучения.
Развитие информационной среды школы.
Инклюзивное образование в школе.
Развитие системы государственно-общественного
управления.
«Цифровая образовательная среда»
«Одаренные дети»
«Воспитание»
«Инклюзивное образование»
«Социальная защита»
инфраструктура и организация образовательного
процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273,
СанПиНов и другим нормативно-правовым актам,
регламентирующим организацию образовательного
процесса;
оснащение кабинетов в соответствии с требованиями
ФГОС;
доступность 100 % учебных кабинетов к локальной
сети школы и к Интернет-ресурсам;
100 % педагогов и руководителей школы пройдут
повышение квалификации и (или) профессиональную
переподготовку по современному содержанию
образования (в том числе ФГОС соответствующих
ступеней
образования)
и
инновационным
технологиям;
100% педагогов работают по инновационным
образовательным технологиям;
100% педагогов имеют опыт предъявления
собственного
опыта
на
профессиональных
мероприятиях (на семинарах, научно-практических
конференциях, профессиональных конкурсах, в
методических, психолого-педагогических изданиях, в
том числе электронных и т.д.);
100% обеспеченность специалистами и педагогами
для организации службы сопровождения детей с
ОВЗ;
переход
на
федеральные
государственные
9

Исполнители
Порядок
управления
реализацией
Программы
Источники
финансирования

образовательные стандарты второго поколения на всех
ступенях обучения;
 100%
выпускников
успешно
осваивают
общеобразовательные
программы
по
итогам
государственной итоговой аттестации;
 100%
учащихся
охвачены
доступной
удовлетворяющей
потребностям
внеурочной
деятельностью;
 100%
учащихся
обеспечены
необходимыми
условиями для занятий физической культурой и
спортом;
 успешная реализация инклюзивного образования в
школе;
 в школе реализуется подпрограмма поддержки
талантливых детей (по различным направлениям
интеллектуального,
творческого,
физического
развития);
 100% использование электронных журналов;
 100%
родителей
(законных
представителей)
включены
в
различные
формы
активного
взаимодействия со школой (через участие в решении
текущих проблем, участие в общешкольных
мероприятиях и т.д.).
Коллектив
школы,
совет
родителей
(законных
представителей), обучающиеся.
Корректировка
программы
осуществляется
Педагогическим советом школы.
Управление реализацией программы осуществляется
администрацией школы.
Бюджетное финансирование, внебюджетные доходы.

10

РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
МБОУ «Журавлинская средняя школа» Сакского района Республики Крым.
Учредитель: Муниципальное образование Сакский район Республики
Крым.
Почтовый адрес: 296524, Российская Федерация, Республика Крым,
Сакский район, с.Журавли, ул. Виноградная, д.1А
Свидетельство об аккредитации организации выдано «16» октября 2017 г.,
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым, Серия 82А01 №
0000-298, срок действия свидетельства с «16» октября 2017 г. до «16» октября 2029
года.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности, установленной
формы и выданной «09» июня 2016г., серия 82Л01, регистрационный номер №
000253.
В рамках совместной деятельности с другими общеобразовательными
школами Сакского района, школа осуществляет мероприятия по обмену
педагогическим опытом, повышению квалификации педагогов и осуществлению
совместных образовательных проектов. Численность учащихся составляет 287
человек, при этом наблюдается динамика изменения количественного состава в
сторону увеличения. В школе сформировано 18 классов-комплектов. Средняя
наполняемость по каждой ступени обучения составляет 17 чел. Занятия
проводятся в одну смену. Педагогический коллектив школы включает в себя 27
человек.
Обучение в школе ведется в соответствии с разработанными и утвержденными
рабочими программами. Успешная реализация этих программ обеспечивается
наличием соответствующего методического сопровождения. Результаты
обучения по итогам сдачи ЕГЭ и ОГЭ практически совпадают с результатами
учебного года. Учащиеся школы регулярно становятся призерами
муниципальных предметных олимпиад, конкурсов, соревнований.
С 2010 года обучение на уровне начального общего образования ведется
по федеральным государственным образовательным стандартам. В 2020/2021
учебном году школа продолжает реализацию ФГОС СОО в штатном режиме.
В педагогической концепции школы, положенной в основу программы
развития, определены стратегические направления развития начальной,
основной и средней школы.
Стратегическим направлением развития начального уровня образования в
школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых
у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах:
«Моя школа». Основная задача начальной школы – создать условия, которые
помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учёба
в школе может и должна быть для него успешной, интересной и
привлекательной.
11

Стратегическим направлением развития основного уровня образования в
школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых
у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах:
«Школа успеха». Основная задача основной школы – создать такие условия,
которые позволяют, сохранив общую эмоциональную положительную
ориентацию на школу, помочь ученику освоить технологии успеха и
достижений. В 2020/2021 учебном году в 5-9-х классах осуществлялась
реализация ФГОС ООО.
Стратегическим направлением развития среднего образования в школе
является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у
каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Я хочу учиться
дальше». Основная задача средней школы – создать такие условия, при которых
будет реализована идея осознанного и компетентного выбора учеником
предпрофильной подготовки и профильного обучения, что является
чрезвычайно значимым для организаторов образовательного процесса в школепо
следующим причинам:
– одним из важнейших результатов школьного образования должна стать
готовность и возможность ученика (выпускника) к принятию ответственных
жизненно важных решений;
– обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем,
научив их активному взаимодействию с другими людьми, толерантности,
способности вести диалог;
– современная школа должна научить ученика объективно оценивать «себя в
развивающемся мире» в сочетании с постоянным поиском возможностей
самореализации».
В школе ведется работа по укреплению здоровья учащихся и пропаганде
здорового образа жизни. Материально-техническая база школы включает в себя
20 учебных кабинетов, 1 спортзал, стадион, библиотеку, столовую, 1
компьютерный класс.
Учреждением создана нормативно-правовая база, регламентирующая
образовательную деятельность. Учреждение имеет:
Проектная наполняемость школы 450 ученических мест, наполняемость
школы на момент разработки программы 287 человек: 18 классов.
Кадровый состав в целом остается стабильным, достигшим достаточно
высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего
труда.
Количественный состав по уровню образования:Высшее – 24;
Среднее профессиональное – 2;
8 педагога имеет высшую категорию;6 педагога имеют 1-ю категорию;
10 педагогов имеют соответствие занимаемой должности

12

В целях координации действий педагогического состава школы и
планирования методической работы в школе действует 3 методических
объединения: ШМО учителей начальных классов, ШМО учителей социальногуманитарного и филологического цикла; ШМО учителей естественноматематического цикла, классных руководителей 100% педагогических
работников прошли курсовую подготовку за последние три года.
На протяжении ряда лет коллектив школы показывает стабильные
результаты учебной работы. Качество обученности в целом по школе составляет
46 %.
Экспериментальная
и
инновационная
работа
ОУ,
реализация
инновационных программ и технологий:
 учителей на образовательном портале УЧИ. РУ
 публикации проектов, методических разработок в СМИ
Учителями внедряются в практику работы эффективные педагогические
технологии: информационно-коммуникационные технологии, технологии,
развивающие творческие способности детей, проектная и исследовательская
деятельность; проводятся предметные недели, участвуют в вебинарах от
издательства «Российский учебник», «Просвещение».
Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется
новым оборудованием. В школе имеется 1 кабинет информатики,
укомплектованный 8 компьютерами. В учебном здании работает столовая,
которая обеспечивает горячим питанием детей. В школе имеются туалеты.
Имеется спортивный зал. Есть оборудованный стадион с полосой препятствий.
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность
информации о школе, информирование общественности, родителей не только
через информационные стенды, но и через сайт школы МБОУ «Журавлинская
средняя школа» Сакского района Республики Крым.

13

РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был
проведен анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны
(внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития
(внешние факторы).
Оценка внутреннего потенциала
школы

Оценка перспектив развития
школы исходя из внешнего
окружения
Сильная сторона
Слабая сторона
Риски
Благоприятные
возможности
Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в
действии»
- Все классы уровня
- Насыщенность
- Привлечение
- Нет
начального общего
урочной и
родителей к участию существенной
образования
внеурочной
в общешкольных
профессиональ
обучаются по ФГОС деятельности,
мероприятиях;
ной поддержки
НОО.
потенциально
- Все педагоги
при освоении
- Созданы условиядля возможные
школы прошли КПК ФГОС со
реализации ФГОС
перегрузки
по ФГОС;
стороны
НОО;
обучающихся, в
- Внедрение
внешних
- Обучающиеся 5 –9 сочетании с не
инновационных
партнеров,
классов обучаются по сформированным технологий
вследствие чего
ФГОС ООО.
здоровым отдыхом развивающего
возможны
- Обучающиеся 10
вне школы может обучения;
угрозы
классов обучаютсяпо вызывать усталость - Внедрение в
допустимых
ФГОС СОО (с
у некоторых
систему
ошибок;
01.09.2020)
учащихся;
воспитательной
- При обновлении работы школы
содержания
технологии
образования нет
социального
полноценной
проектирования.
поддержки от
родительской
общественности,
частично
проявляется
сниженная
активность и
заинтересованност
ь в участии жизни
14

школы, а также при
переходе наФГОС;
- У педагогов
проявляется
привычка работать
по известной
модели подачи
знаний,
присутствует страх
перед реализацией
ФГОС ООО, СОО
- Консервативный
подход некоторых
педагогов по
отношению к
изменению
системы обучения
может вызвать
трудности при
внедрении ФГОС
СОО;
- Риск увеличения
объема работы,
возлагающийся на
членов
администрации и
педагогов.
Реализация направления «Повышение качества образования»
- В школе создана и
- Не все педагоги
- Все педагоги
- Отсутствие
реализуется система школы готовы
школы своевременно должного
подготовки
морально к
проходят КПК;
контроля со
обучающихся к
изменению
- Внедрение
стороны
независимой оценке подходов к
инновационных
родителей
качества образования; обучению
технологий
значительного
- Создана система
- Нежелание
развивающего
числа
поощрения педагогов некоторых
обучения.
обучающихся;
за качественную
педагогов изменять
- низкий
подготовку
формы работы,
социальный
обучающихся к ГИА подходы к
уровень
(система
обучающимся;
некоторых
стимулирующих
семей, низкий
уровень
15

выплат педагогам);
- Готовность педагогов
кизменениям;
- Возможность
самообразования и
повышения
квалификации в очной
и заочной,
дистанционной
формах.

образовательны
х потребностей.

Реализация направления «Гражданско-правовое образование
и воспитание обучающихся»
- наличие опытного и - недостаточная
-заинтересованность - риск потери
обученного кадрового материальноразличных
кадров;
потенциала;
техническая
социальных
- изменение
- заинтересованность оснащенность
институтов
концепций по
педагогических
базы;
(военный
патриотическо
работников и
- недостаточно
комиссариат, МВД, му воспитанию.
учащихся в
высокий уровень
местной власти) в
патриотическом
патриотического
патриотическом
воспитании;
сознания
воспитании
- отражение
школьников в
гражданскосовременное время;
правового сознания в - отсутствие
урочной и внеурочной оборудованной
деятельности
полосы
(проведение
препятствий на
различных экскурсий, территории школы
посещение музея,
изучение личностей
героев, участников
ВОВ области,района)

Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей в процессе обучения»
- Расписание,урочная - Нет
- Привлечение
- Перегрузка
и внеурочная
дополнительных
социальных
учащихся
помещений и
партнеров,
урочной и
деятельность,
кабинеты,
ресурсов для
спонсоров для
внеурочной
организованных
организации
деятельностью;
16

оборудование
соответствуют
СанПиНам;
- Регулярный
медосмотр, контрольи
отслеживание
медицинских
показателей
учащихся;

спортивных
занятий (например,
спортивный
городок для
занятий спортом на
свежем воздухе,
площадка по
отработке ПДД);

учащимся
- Нездоровый
полноценного
образ жизни
физического
ряда семей
спортивного
развития (создание
площадки для
спортивных занятий
на свежем воздухе)

Витаминизированное
питание, отлаженное
расписание работы
школьной столовой,
стол свободного
выбора блюд
- Просветительская
работа педагогов,
классных
руководителей,
учителей физической
культуры и ОБЖ на
темы
здоровьесбережения,
- Спортивная работа
(спортивные
мероприятия,
проведение Дней
здоровья);
- Организация
медицинских
осмотров учителей;
- Использование
здоровьесберегающих
технологий во время
уроков, качественное
методическое
сопровождение.
Реализация направления «Развитие информационной среды школы»
-Материально- Нежелание ряда - Высокая скорость -Отсутствие
техническая
база педагогов активно интернета.
штатных
учреждения
использовать ИКТ
единиц
для
укомплектована,
в своей
привлечения
17

пополняется новым
оборудованием;
- Создана локальная
сеть.
- Создан сайт школы.

деятельности;
-В школе работает
определенное
число возрастных
педагогов,
испытывающих
трудности в
освоении ИКТтехнологий.

дополнительны х
специалистов
ИКТ-профиля,
Недостаточнос
ть финансовых
ресурсов
для
активного
развития
материальнотехнической
базы.

Реализация направления «Инклюзивное образование»
- Некоторые
- Нехватка
-Посещение курсов
специалисты обучены профессиональных повышения
по данному
знаний у педагогов; квалификации по
направлению.
- Моральная
данному
неготовность ряда направлению;
педагогов к
- Участие в
принятию детей с вебинарах,
ОВЗ.
семинарах по
инклюзивному
образованию.
Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного
управления»
- Наличие в школе - Редко
-Перераспределение - Нежелание
профессиональной
обновляется
обязанностей членов должным
команды педагогов;
коллектив
коллектива;
образом
- Педагоги активно
молодыми
- Поиск новых идей работать с
пользуются
специалистами;
и ресурсов;
классными
предметными
- Некоторые
- Возможность
коллективами
сайтами, Интернетклассные
дистанционного
приводит в ряде
ресурсами для
руководители не в обучения
случаев к
обогащения опыта,
полной мере
(вебинаров) для
конфликтам во
- Функционирование используют ресурс обогащения опыта и взаимоотношен
Педсовета,
родительской
обновления знаний; иях педагогов и
родительского
общественности
ученического
комитета, органов
при решении
коллектива;
ученического
проблем
- Сложности
самоуправления
организации
взаимодействия
образовательного
с
процесса
внебюджетным и
- Формализм в
18

работе
родительского
комитета

организациями,
коммерческими
предприятиями
для активации
возможностей и
поиска новых
ресурсов

Реализация подпрограммы «Одаренные дети»
- Мониторинг
- Систематизируется - Дефицит
«Одаренные дети»
работа с одаренными временных
проводится
талантливыми детьми; ресурсов как у
регулярно через:
- Проводятся
учителя, так и у
изучение
элективные курсы,
ученика;
«Портфолио»
индивидуальные
- Выявлением и
учащихся, участияв
консультации,
поддержанием
олимпиады,
талантливых детей олимпиадах,
конференции, участие занимаются не все творческих
конкурсах,
в интеллектуальных педагоги,
интеллектуальных
играх, проектах;
существуют
проектах;
- Существует
учителя, не
- психологосопровождение и
преследующие
педагогическое
подготовка учащихся данной цели в
со стороны педагогов; процессе обучения. сопровождение
одаренных детей;
- Улучшение
результативности
спортивной
деятельности
учащихся

- Дефицит
временных
ресурсов как у
учителя, так и у
ученика;

Анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития
образовательной системы школы до 2021 года – организованный переход,
эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения
федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
на основе гармоничного развития образовательной среды и участников
образовательного процесса.
Анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются
определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия
развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и
инновационные технологии управления и обучения.

19

РАЗДЕЛ 4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основная стратегическая цель Программы
развития МБОУ
«Журавлинская средняя школа» Сакского района Республики Крым:
совершенствование образовательного пространства в соответствии с
требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические
задачи:
1. Эффективное
использование
кадровых,
материально-технических
ресурсов образования для обеспечения высокого его качества,
максимального
удовлетворения
образовательных
потребностей
обучающихся, запросов семьи и общества. Обеспечение доступности и
качества образования.
2. Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта
педагога в школе.
3. Привлечение молодых специалистов.
4. Совершенствование методов и технологий организации образовательного
процесса для успешной социализации обучающихся, формирования
различных компетенций.
5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации
индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка
одаренных и талантливых детей.
6. Совершенствование системы здоровьесбережения учащихся.
7. Обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностями
равной доступности к образовательным ресурсам. Создание условий для
инклюзивного образования и безбарьерной среды.
8. Совершенствование работы системы психолого-медико- педагогического
сопровождения образовательного процесса.
9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном
образовании; открытость образовательного пространства через участие
общественности в управлении школой и развитие информационной среды
школы.
10. Формирование и совершенствование педагогических компетенций,
развитие кадрового потенциала школы.
11. Совершенствование
материально-технической
базы
школы
для
обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса,
оптимизации взаимодействия всех его участников.
4.1. Модель школы
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее
реализации, образовательная система школы будет обладать следующими
чертами:
20

1) школа
предоставляет
учащимся
качественное
образование,
соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов
второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;
2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего
профессионального образования;
3) в школе существует/действует воспитательная система культурнонравственной, адекватная потребностям времени;
4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они
чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
5)
в
школе
работает
высокопрофессиональный
творческий
педагогический коллектив;
6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии
обучения;
7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не
только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы
государственно-общественного управления школой;
8) школа имеет современную материально-техническую базу и
пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством
ресурсов для реализации ее планов;
9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного
образования;
10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами,
что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
4.2. Модель педагога
Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее
целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры,
теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации,
осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной
области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности,
достаточности, научности;
3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств,
дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения
инновационных педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в
саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами
педагогического процесса;

21

5) наличие
методологической
культуры,
умений
и
навыков
концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и
прогнозирования результатов собственной деятельности;
6) готовность к совместному со всеми иными субъектамипедагогического
процесса освоению социального опыта;
7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения,
отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного
нарастания информационных потоков;
8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из
движущих идей развития личности педагога;
9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то
есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к
принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса,
что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
10) сформированность теоретических представлений о системнопедагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования
педагогической деятельности в целом и собственной педагогической
деятельности;
11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших
профессиональных ценностей педагога.
4.3. Модель выпускника
Перспективная модель выпускника школы строится на основе
Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и
ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В
понятии готовность отражается единство потребностей и способностей
выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны,
сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны,
компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и
компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
2) прочные знания по основным школьным предметам обучения;
3) способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно
работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность
нравственно жить в обществе;
4) владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя
общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в
22

пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же
проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе
общечеловеческих ценностей;
5) готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми
моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской
Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить
государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих,
принимать активное участие в государственных праздниках;
6) ведя здоровый образ жизни, гражданин России может принести своей
стране практическую пользу;
7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знание
компьютерной техники и иностранных языков, готовность к жизни в
современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных
нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных
запросов, ориентация в научном понимании мира;
8) уважительное отношение к национальным культурам народов
Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового
общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих
самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого
уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и
профессионального образования;
11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни
общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к
самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и
осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной
культуры.
4.4. Миссия школы
Социально-педагогическая
миссия
школы
состоит
в
создании
образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов
образовательного процесса в доступном качественном образовании,
соответствующем современным требованиям и способствующем развитию
потенциала субъектов образовательного процесса.

23

РАЗДЕЛ 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Цели, задачи, идеи и принципы развития МБОУ «Журавлинская средняя
школа» Сакского района Республики Крым, а также ее особенности, достижения
и проблемы определяют основные направления совершенствования организации
педагогического процесса.
5.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
С 2015 года образовательное учреждение осуществило переход на новый
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального
общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные
требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его
реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но
и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования.
Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального
общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения
квалификации по ФГОС.
Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о
текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в
связи с введением ФГОС второго поколения, продолжается поэтапное внедрение
стандартов второго поколения в школе.
Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального
государственного образовательного стандарта.
Задачи:
1. Создать
комплекс
организационно-методических
и
психологопедагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход
ОО на освоение ФГОС общего образования второго поколения.
2. Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего
образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях
внедрения ФГОС.
3. Обеспечить
реализацию
новых
федеральных
государственных
образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1 Приведение нормативной базы ОО в До августа 2021 Директор ОУ
соответствие с требованиями ФГОС
НОО, ООО, СОО
2 Приведение
основных До августа 2021 Директор ОУ
общеобразовательных программы ОО
в соответствие с требованиями
ФГОС НОО, ООО, СОО
24

3 Изучение требований, нормативноправовых документов по введению и
реализации ФГОС НОО, ООО, СОО,
ФГОС ОВЗ педагогами ОО
4 Организация
и
проведение
независимого
мониторинга
результатов освоения ФГОС НОО,
ООО, СОО (ВПР)
5 Развитие
внутренней
системы
оценки качества образования
6

7

8

9

10

11

12

13

Постоянно

Зам. директора
по УВР, ВР

По
графику Зам. директора
Минобр РФ
по УВР

В течение 2020- Зам. директора
21
учебного по УВР
года
Создание условий для повышения К 2023 г
Зам. директора
вариативности
образовательных
по УВР
маршрутов
и
формирования
ключевых компетентностей на основе
внедрения новых принципов
организации
образовательного
процесса
Введение
в
педагогическую В течение 2020- Зам. директора
практику портфолио обучающихся 21 года
по УВР
5-9 классов
Разработка и утверждение модели Начало 2021/2022 Зам. директора
взаимодействия
образовательного учебного года
по ВР
учреждения
с
учреждениями
дополнительного образования детей,
культуры
и
спорта,
базовыми
предприятиями и организациями в
условиях введения ФГОС
Обеспечение ОУ УМК
при Начало 2021/2022 Библиотекарь
введении ФГОС СОО согласно учебного года
федеральному перечню
Разработка и реализация плана по Начало 2021/2022 Директор, зам.
информированию общественности о учебного года
директора
по
введении ФГОС СОО через средства
УВР
массовой информации, сайт школы
Проведение
экспертизы Октябрь-ноябрь Зам. директора
образовательных
программ 2021 г.
по УВР, ВР
внеурочной деятельности
далее ежегодно
Реализация
проектно- Ежегодно
Зам. директора
исследовательской
деятельности
по УВР
обучающихся
Активизация
деятельности
по В течение 2021- Зам. директора
разработке
индивидуальных 2022 г
по УВР
образовательных
маршрутов
обучающихся
25

14

Обеспечение
оснащённости Постоянно по Директор
учебного процесса и оборудования
учебных помещений материального и мере
технического
оборудования
в финансирования
соответствии с требованиями ФГОС

15

Участие
педагогов
в
работе Ежегодно
проблемных семинаров по вопросам
введения ФГОС начального общего,
основного общего и среднего общего
образования
на
базе
образовательных учреждений города
Подготовка
и
проведение 1-2 раза в год
совещаний, педсоветов, семинаров,
консультаций для учителей по
реализации ФГОС НОО, ФГОС
ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС СОО
Анализ внедрения ФГОС ООО и Конец 2024 г
ФГОС СОО

16

17

Директор

Директор

Администрация

5.2. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025
года обозначено, что качество образования – это ориентация образования не
только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и
созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта
самостоятельной деятельности.
Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного
процесса, обновление его содержания, использования инновационных
технологий обучения и воспитания
Задачи:
1. Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических
технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения
доступного качественного образования
2. Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ-9, ЕГЭ-11
3. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся
4. Разнообразить формы внеурочной деятельности
№

Мероприятия

Сроки

1

Создание плана подготовки к ГИА

2

Прохождение курсов повышения
квалификации педагогами школы
26

Ответственн
ые
Ежегодно
Зам директора
сентябрь
по УВР
По отдельному Зам директора
по УВР
графику

3

4

5

6

7
8

9

Мониторинг
уровня
подготовки
выпускников 4, 9, 11, классов на основе
результатов итоговой аттестации
Мониторинг
качества обученности
учащихся по результатам полугодовых и
годовых контрольных работ
Мониторинг
образовательных
достижений учащихся 4-х классов
начальной школы по ФГОС
Мониторинг выполнения
учебных
программ по предметам
Проверка
состояния
преподавания
предметов учебного плана.
Анализ результативности внеурочной
деятельности
Мониторинг результативности учебного
процесса по итогам
четвертей
(полугодий) и учебному году

Ежегодно
Июнь-июль

Зам директора
по УВР

Каждое
полугодие

Зам директора
по УВР

Ежегодно
Апрель
Май
Ежегодно
конец
четверти,
года
В течение
года
Ежегодно
конец
четверти
Ноябрь,
январь,
апрель, май,
июнь
Сентябрь
Октябрь

Зам директора
по УВР

10 Мониторинг
исследования
адаптационного периода обучающихся
1-х и 5-х классов
11 Обеспечение проведения независимой По графику
Министерства
оценки качества образования

5.3.

Зам директора
по УВР
Зам директора
по УВР
Зам. директора
по
УВР, ВР
Зам директора
по УВР
Зам директора
по УВР, ВР
Зам директора
по УВР

Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания
и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные,
смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были
бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на
его защиту.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном
учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе,
так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации
российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания
несовершеннолетних:
формирования
у
школьников
гражданской
ответственности правового самосознания, духовности и культуры,
27

инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к
социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины
учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе
школы.
Задачи воспитания и
социализации
гражданскопатриотического
направления
- сформировать знание о
политическом устройстве
РФ, символахи
институтах РФ и
Республики Крым;
- познакомиться с
героическими страницами
истории России и
РеспубликиКрым;
- познакомиться с
историей и культурой,
народным творчеством,
этнокультурными
традициями, фольклором,
особенностями быта
народов России,
Республики Крым
Сакского района;
- сформировать
представление о
содержании и значении
государственных
праздников РФ;
- познакомиться с
деятельностью
общественных
организаций
патриотической и
гражданской
направленности, детскоюношеских движений,

Виды
Формы занятий и мероприятияс
деятельност
обучающимися
и
Урочная

Внеклассная

Внеурочная

1. Мини-проекты по истории,
обществознанию и краеведению.
2.Викторины на уроке истории.
3.Тематические уроки истории к
памятным датам и событиям
российской истории и культуры.
4.Тематические уроки литературы
и русского языка.
5. Тематические уроки музыки.
6. Составление бизнес-плана по
теме «Экономика».
7. Участие в проведении уроков
представителей местных органов
власти и правопорядка.
1.Участие во встречах с
ветеранами и военнослужащими.
2.Участие во встречах и беседах с
выпускниками школы, знакомство
с биографиями
выпускников, явивших собой
достойные примеры
гражданственности и
патриотизма.
3.Составление родословныхсемьи.
1. Классные часы «Уроки

мужества».
2. Мероприятия, приуроченные к
государственным и
национальным праздникам РФ:
Дню народного единства, Дню
воссоединения Крыма с Россией,
Дню Победы.
28

организаций, сообществ,с
правами гражданина;
- принимать участие в
беседах о подвигах
Российской армии,
Внешкольная
защитниках Отечества;
- принимать участие во
встречах и беседах с
выпускниками школы,
знакомиться с
биографиями
выпускников, явивших
собой достойные
примеры
гражданственности и
патриотизма.

3. Всероссийский Урок Мира.
4. Встречи и беседы с
представителями
общественных организаций.
1. Экскурсия по материалам
местного музея.
2. Шефство над памятником
Великой Отечественной войны.
3. Участие во Всероссийских
Акциях Памяти героев
Отечественной войны 1812г,
Первой мировой, Великой
Отечественной, афганской,
чеченской войн.
4. Создание школьногомузейного
уголка.

По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые
результаты по трем уровням: когнитивный, ценностно- смысловой,
деятельностный.
Ценностные
установки
Любовь к России,
своему народу,
краю, служение
Отечеству,
правовое
государство,
гражданское
общество, закон и
правопорядок,
поликультурный
мир, свобода
личная и
национальная,
доверие к людям,
институтам
государства и
гражданского
общества.

Планируемые
результаты
воспитательной
деятельности
1. Когнитивный компонент:
- обучающиеся знают об институтах гражданского
общества, о государственном устройстве и структуре
российского общества, о традициях и культурном
достоянии Сакского района, Республики Крым, о
примерах исполнения гражданского и патриотического
долга;
- знают основные положения Конституции Российской
Федерации, символов государства, основные права и
обязанности гражданина России, школьника;
- знают национальных героев и важнейшие события
истории России, Сакского района, Республики Крым,
школы;
- знают государственные праздники, их историю и
значение для общества;
- знают о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
2. Компонент ценностного отношения:
29

- у обучающихся сформировано ценностное отношение к
России, своему народу, государственной символике,
законам РФ, родному языку, народным традициям,
старшему поколению;
- имеется понимание защиты Отечества как
конституционного долга и священной обязанности
гражданина, уважительное отношение к Российской
армии, к защитникам Родины;
- сформировано уважительное отношение к органам
охраны правопорядка;
3. Деятельностный компонент:
- обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и
реализации гражданской, патриотической позиции;
- имеют опыт социальной и межкультурной
коммуникации;
- имеют первоначальный опыт участия в гражданской
жизни.
Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно:
I.
Аналитический этап (2021-2022 гг.).
1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации
Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению
учащихся;
2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по
проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их
запросов;
3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по
гражданско-правовому образованию и воспитанию.
II.
Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и
образования в школе (2022-2023 гг.).
1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и
воспитания в школе;
2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры
учащихся;
III.
Рефлексивно-оценочный этап (2024 - 2025 гг).
1. Анализ итогов работы по данному направлению
2. Корректировка модели гражданско-правового образования и
воспитания в школе
3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности

30

5.4.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей в процессе обучения

Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных
вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную
часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель
его личного успеха.
Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд
ключевых моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды
для детей в школе, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и
повышать качество воспитательно-образовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в школе;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье
формирующей направленности;
- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье
в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания
значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного
сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения
гармонии в своём развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для
саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья
учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к
собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по
пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников.
№

Мероприятия

1

Проведение мониторингасостояния
физического развития детей и
влияние учебной нагрузки на их
здоровье.

2

Развитие системы
информированности родителей о
результатах анализа состояния
здоровья детей.

Сроки
реализации
2021-2022гг

2021-2022 гг

31

Ответственные
Зам. директора поВР,
медсестра

Классные
руководители

3

4

5

Осуществление индивидуальнодифференцированного подхода к
учащимся на уроках физкультуры.
Осуществление контроля
выполнения санитарногигиенического режима школы.
Организация и проведение Дня
Здоровья

Повышение квалификации
педагогов по внедрению
здоровьесберегающих технологийи
формированию навыков
здорового образа жизни
7 Развитие системы
информированности о спортивных
достижениях школы: оформление
стенда; создание компьютерного
банка данных о спортивных
достижениях школы
8 Работа пед. коллектива по
сохранению зрения у учащихся
(замена освещения в кабинетах,
проведение физ. минуток для глаз).
9 Работа по профилактике
травматизма в школе (организация
перемен, работа с родителями,
организация дежурства учителей).
10 Организация полноценного
питания в школьной столовой.
11 Участие во внедрении
физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду иобороне
(ГТО)»
6

2021-2025 гг

Учителя физической
культуры

2021-2025 гг

Директор школы

2021-2025 гг

Зам. директора по
УВР, педагогорганизатор, учителя
физической
культуры
Зам. директора по
УВР, педагогорганизатор

2021-2025 гг

2021-2025 гг

Зам. директора поУВР

2021-2025 гг

Педагоги

2021-2025гг

Администрация,
классные
руководители

2021-2025 гг

Директор школы

2021-2025 гг

Учителя физической
культуры

В рамках ВШК проводится мониторинг по следующим направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских
осмотров, двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие
познавательных процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
32

При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие
показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение,
слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни,
степень готовности к здоровому образу жизни.
Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских
осмотров, анкетирование, психологические тесты.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3.Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
5.5.

Развитие информационной среды школы

Одним из направлений модернизации школы является создание условий
для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как
педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются
образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся,
организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному
направлению.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования
ИКТ в школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения
процессов функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку
педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования
информации.
2.
Использование
информационных
систем
для
повышения
эффективности управленческих решений.
3. Широкое внедрение современных информационных технологий в
учебно-воспитательный процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных
классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее
достижениях и преимуществах.

33

№

Мероприятия

1

Разработка концепции
информационного
обеспечения
образовательного
процесса, разработка и
внедрение механизмов
информационного
обеспечения процессов
функционирования и
развития школы
Повышение
информационной
культуры педагогов и
учащихся школы

Директор,
зам.
директора по
УВР

2021-2025 гг Концепция
информационно
го
обеспечения
образовательно
го
процесса

Зам.
директора по
УВР

Создание условий,
обеспечивающих
целенаправленную
подготовку педагогов и
учащихся в области
получения, переработки
и использования
информации
Ведение
школьного
делопроизводства
в
электронном виде

Директор

2021-2025 гг Владение ПК
педагогами и
учащимися в
соответствии с
ФГОС и
современными
требованиями
законодательств а
и социума
2021-2022 гг Организация и
проведениеКПК

2

3

4

5

Расширение
возможностей
школьного сайта для
полного
информирования
населения о
деятельности школы

Ответствен
Сроки
ный
реализации
исполнитель

2021-2025 гг
Директор,
зам.
директора по
УВР
Директор,
В течениегода
зам.
директора по
УВР, учитель
информатики

34

Ожидаемый
результат

Создание
компьютерной
базы
Расширение
Информирован
ности
участников ОПс
целью наиболее
полной
реализации

6

Ведение электронных
журналов и дневников.

7

Обновление
программного и
технического
обеспечения
компьютерных классов

Администра
ция,
педагоги
Директор,
учителя
информатики

2021-2025г
постоянно

прав граждан на
образование
электронные
журналы
Программное
обеспечение в
соответствии с
требованиями
ФГОС и
законодательств а

Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения
образовательной программы школы.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях
информационного общества.
3.
Повышение
уровня
научно-методического
обеспечения
профессиональной деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного
процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во
внеурочной деятельности.
5.6.

Инклюзивное образование в школе

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях
ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального
охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования,
отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности
развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой
образовательной политики школы.
Признание государством ценности социальной и образовательной
интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них
адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном
учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так
называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное
образование
–
это
специально
организованный
образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде
сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с
учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном
образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение
образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
35

Основной критерий эффективности инклюзивного образования –
успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта
ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что
реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами
образования является важнейшей составной частью программы их комплексной
реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного
потенциала детей и их полноценное вхождение в общество.
Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для
инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях
общеобразовательного учреждения.
Задачи:
 Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые
образовательные потребности.
 Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми
возможностями.
 Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
 Организация
системы
психолого-педагогического
сопровождения
развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия
диагностическо-консультативного,
социально-трудового
направлений
деятельности.
 Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной
социализации детей в социуме.
 Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по
проблеме инклюзивного образования.
В работе с семьей:
 Способствовать
формированию
у
родителей
воспитательной
компетентности
через
расширение
круга
их
педагогических
и
дефектологических знаний и представлений;
 Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его
участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми,
организации совместной практической деятельности.
 Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей
позитивными способами коммуникации.
 Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения
социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в
развитии.
В работе с педагогами:
 Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме
инклюзивного образования.
 Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
 Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную
деятельность по проблеме.
Ожидаемые результаты:
36

Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её
функционирование в образовательном учреждении.
Индикаторы результативности:
 Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов
(аналитические материалы)
 Результаты диагностики:
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
- личностного развития учащихся и педагогов (диаграммы, графики,
сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).
 Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий
(журналы посещаемости, книги отзывов).
 Повышение рейтинга учреждения.
Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям:
реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для
самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный
процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность
образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей;
динамическое развитие образовательного учреждения.
№ Мероприятия
1

2

3

4

Сроки

Ответственн
ые
2021-2025 Администрац
гг
ия

Обеспечение права граждан на выбор
формы получения образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, через создание
соответствующих условий (индивидуально
в школе, в малой группе вшколе,
индивидуально на дому, комбинированно,
дистанционное обучение, инклюзивные
классы (при
необходимости))
Повышение квалификации педагогических 2021-2025 Зам директора
гг , по по УВР
и управленческих кадров для реализации
мере
федеральных государственных
образовательных стандартов общего
необходимо
образования для детей с ОВЗ
сти
2021-2023 Зам директора
Адаптация инструментария реализации
гг
модели общероссийской системы оценки
по УВР
качества общего образования и
обеспечение комплексного электронного
мониторинга качества образования в
условиях школы, обучающей детей с ОВЗ
Развитие системы дистанционного
2021-2025 Директор
37

образования обучающихся с
гг
ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов
5 Разработка, апробация и внедрение
2021-2024 Зам директора
гг
моделей оценки качества работы
по УВР
общеобразовательного учреждения по
социализации личности
6 Развитие системы поиска и поддержки
2021-2024 Зам директора
гг
одаренных детей с ослабленным
по УВР
здоровьем
7 Обеспечение закупки оборудования в целях
По мере Директор
оснащения релаксационных зон (сенсорной финансиров
комнаты, комнаты
ания
психологической разгрузки)
8 Модернизация образовательного
2021-2022 Администрац
гг
пространства в рамках реализации
ия
программы «Доступная среда»
2021-2022 Администрац
9 Развитие и оптимизация условий и форм
гг
деятельности, способствующих
ия
оздоровлению обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
10 Создание условий для внедрения
2022-2023 Администрац
гг
современных инновационных технологий
ия
физического воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
11 Обеспечение школьников с ОВЗ горячим
2021-2025 Администрац
гг
ия
питанием и проведение мониторинга
организации школьного питания
Формами оценки эффективности может быть как административный
контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым
участником педагогического процесса.
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в
соответствии с принципами инклюзии
Критерии
Реализация
индивидуально
го подхода к
детям
Обеспечение
условий
для
самостоятельн
ой активности

Показатели
Составление индивидуального
учебного
плана с учетом данных
диагностики
Организация
развивающей
среды, наличие в режиме дня
времени и форм
для
самостоятельной
38

Индикаторы
Наличие
индивидуальных
учебных планов с оценкой
хода их выполнения
Планирование времени в
режиме дня для
самостоятельной активности
детей. Методические

ребенка

Активное
включение в
образовательн
ый процесс всех
его участников

Междисциплин
арный подход

Вариативность в
организации
процессов
обучения и
воспитания

Партнерское
взаимодействие
с семьей

Динамическое
развитие
образовательно
й
модели
инклюзивного
пространства
школы

активности
ребенка, рекомендации по психологообеспеченной наблюдающей
педагогическому
позицией взрослого
сопровождению детей с
разными образовательными
потребностями.
Командные формы выработки и Функционирование в школе
принятия
организационных разнообразных
командных
решений:
форм работы
междисциплинарные команды,
собрания,
командные
тренинги,
координационный
совет, проектные группы,
родительские
комитеты,
пожелания детей
Междисциплинарное
Наличие специалистов.
проведение и обсуждение Циклограмма проведения
диагностики, составления
междисциплинарных
консилиумов, формы
и реализации ИОП
фиксации результатов
обследования и
рекомендаций.
Вариативные образовательные Квалификация специалистов
– наличие образования по
программы, приемы, методы
разным методам работы, в
образования, вариативная
том числе и с детьми с ОВЗ,
образовательная среда
методических, дидактических
пособий,
обеспечивающих
образовательный процесс
Организация партнерских форм Наличие договора с
взаимодействия
с
семьей, родителями с приложением о
участие родителей в жизни конкретной
программе
школы, консультации
действий.
родителей по волнующим их
вопросам
Выстраивание
Соответствие качественного
образовательного процесса в состава контингента детей,
соответствии с потребностями штатного
расписания,
детского
контингента, методической
базы
и
изменение
образовательных предметно-развивающей
условий
в
связи
с среды. Применение новых
диагностикой
технологий в соответствии с
образовательных потребностей выявленными потребностями
детей.
39

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования
позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме
планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит
оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного
процесса, а не по конечным результатам.
5.7.

Развитие системы государственно-общественного управления

Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым
днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации
реализует свою модель школы.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в
Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в
области
образования
определен
демократический,
государственнообщественный характер управления образованием. Действительно, закон
предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением
обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного
процесса.
Основные задачи:
1. Разработка и реализация модели государственно-общественного
управления в образовании.
2. Повышение эффективности управления школой с разграничением
полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между
директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа
государственно-общественного управления.
3. Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных
услуг.
4. Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в
управлении образовательным учреждением.
Развитая система государственно-общественного управления является
необходимым условием повышения доступности и качества образования.
№
п/п
1

2

Мероприятия
Анализ нормативно-правовых актов
школы, внесение необходимых
изменений
Внесение корректив в планы работы
школы Совета школы, Совета
обучающихся
40

Сроки

Ответственные

2021-2025
гг

Администрация

2021-2025
гг

Администрация

3
4

5

6

7

8

9

Разработка подпрограмм работы
согласно Программе развития школы
Проведение обучающих семинаров с
членами Совета школы (по
законодательству РФ, региональным и
муниципальным нормативно-правовым
документам)
Проведение заседаний Совета школы с
приглашением заинтересованных сторон
по проблемным вопросам
развития образовательного организации
Разработка системы информирования
населения о школе, ее достижениях и
преимуществах. Публикация
ежегодного информационного доклада
школы об итогах учебного года и его
представление родителям учащихся.
Совершенствование содержания сайта
школы в сети Internet и поддержание
его актуальности.
Проведение общественной экспертизы
эффективности систем государственнообщественного управления
Прогнозирование перспективных
направлений развития государственнообщественного управления.

2021-2025
гг
2021-2022
гг

Администрация

2021-2025
гг

Администрация

2021-2025
гг

Администрация

2021-2025
гг

Директор

2021-2025
гг

Директор

2021-2025
гг

Администрация

Администрация

Критерии оценки работы школы по данному направлению:
 Система общественного наблюдения (контроля) за проведением
процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии
единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для
учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью
аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
 Функционирование системы государственно-общественного управления в
части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников
школы;
 Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его
утверждения, презентации и оценки.
Ожидаемые результаты:
 Создание оптимальной организационно-управленческой структурышколы;
 Включение в единое информационно-образовательное пространство всех
участников
образовательного
процесса:
администрации,
учителей,
обучающихся, родителей, общественности.
41

 Создание положительного имиджа школы среди общественности.
 Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение
образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на
основные приоритеты в системе образования на период до 2022 года.
6. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы
риски и неопределенности.
Виды рисков

Пути минимизации рисков
Нормативно-правовые риски
- Неполнота отдельных нормативно- -Регулярный
анализ
нормативноправовых
документов, правовой документации на предмет ее
предусмотренных
на
момент актуальности, полноты, соответствия
разработки и начало внедрения решаемым задачам.
Программы.
- Систематическая работа руководства
Неоднозначность
толкования с
педагогическим
коллективом,
отдельных
нормативно-правовых родительской общественностью по
документов,
регламентирующих разъяснению конкретных нормативнодеятельность и ответственность правовых актов, регламентирующих
субъектов
образовательного деятельность в школе и содержание
процесса школе в целом
образовательного процесса в целом
Финансово-экономические риски
-Недостаточность
бюджетного Своевременное
планирование
финансирования
бюджета
школы
по
реализации
программных мероприятий, внесение
корректив с учетом реализации новых
направлений и программ, а также
инфляционных процессов.
Участие в проектах
- Систематическая
работа
по
расширению
партнерства,
по
выявлению
дополнительных
финансовых влияний
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора)
-Недостаточность профессиональной Систематическая
работа
по
инициативы и компетентности у обновлению
отдельных педагогов по внедрению внутриучрежденческой
системы
инновационных
образовательных повышения квалификации.
технологий.
-Разработка
и
использование
неготовность
молодых эффективной системы мотивации
включения
педагогов
в
42

специалистов работать в школе.
- недостаточная инициатива участия в
различных
конкурсных
мероприятиях

инновационные процессы.
- Психолого-педагогическое и
методическое
сопровождение
педагогов
с
недостаточной
коммуникативной компетентностью
Ресурсно-технологические риски
- Неполнота ресурсной базы для Систематический
анализ
реализации
направлений, достаточности ресурсной базы для
подпрограмм
и
мероприятий реализации
всех
компонентов
Программы;
Программы.
- Участие
педагогов
и
всего
образовательного
учреждения
в
международных,
федеральных,
региональных проектах и в грантовой
деятельности
для
расширения
возможностей развития ресурсной
базы.

43

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы
соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других
нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного
процесса.
2. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего
образования.
3. Доступность 100% учебных кабинетов к локальной сети школы и к
Интернет-ресурсам.
4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и
(или) профессиональную переподготовку по современному содержанию
образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и
инновационным технологиям.
5. 100% педагогов работают по инновационным образовательным
технологиям.
6. Не менее 100% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на
профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических
конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы
сопровождения детей с ОВЗ.
8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ.
9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и
проходят государственную итоговую аттестацию.
10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям
внеурочной деятельностью.
11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий
физкультурой и спортом.
12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе.
13. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и
проектную деятельность.
14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по
различным направлениям интеллектуального, творческого, физического
развития).
15. 100% родителей (законных представителей) включено в различные формы
активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих
проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).

44

8. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие
группы, ответственные за его реализацию.
2. Функция общей координации реализации программы выполняет –
Педагогический совет школы.
3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой
годового плана работы школы.

45


Наверх

госуслуги

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».